Журнал "СОВЕТСКАЯ ЭСТРАДА И ЦИРК" 198 ? г.
Едешь на гастроли.
Соседи по купе знакомятся. Доходит очередь и до меня.
- Вы артист? - оживляются соседи, - Драматический? Оперный?
Ах, фокусник!
На лицах собеседников - ироническая улыбка, а кто-нибудь обязательно подмигнет мне.
- Значит, ловкость рук и никакого мошенничества?
Да, ловкость рук фокуснику необходима. Но главное в его выступлении - именно "мошенничество". И чем больше "мошенничества", тем интереснее выступление фокусника. Какие бы слова вы ни подбирали, определяя суть искусства фокусника, все равно придете к самому простому: фокусник обманывает зрителей. А раз обманывает - значит, мошенник. Только какой? В сказках бывает добрый волшебник, фокусник же - это добрый мошенник. В самом деле, он обманывает, а "потерпевшие" получают от этого большое удовольствие. Попробуй-ка фокусник обманывать плохо, неловко - зрители будут недовольны, вот ведь какой парадокс!
Легко ли стать фокусником? Очень легко и очень трудно. Легко, когда берешь готовенькое. В некоторых странах есть магазины, торгующие готовыми фокусами. Во время гастролей в Лондоне меня пригласил к себе хозяин одного из таких магазинов, мистер Давенпорт, и познакомил с массой фокусов. Их можно с успехом показывать у тети на именинах. Фокусники-профессионалы не должны пользоваться таким стандартом.
Не должны, но, к сожалению, пользуются. И что удивительно, никакие просмотровые комиссии, никакое художественное руководство не ставят им этого в вину. Хорошо еще, если фокусник, пользующийся заезженными трюками, обладает актерскими способностями. Но ведь такие встречаются редко. Остальные "стандартники" представляют собой унылое зрелище. Много ли надо зрителям употребить мозговых усилий, чтобы догадаться, как мгновенно "связываются" концами два крепдешиновых платка? Ребенку ясно, что фокусник, взяв платки, сбрасывает с пальцев резинку на их концы. А превращение воды в "вино"? Каждый школьник проделывал этот фокус на уроках химии. Или трюк с прокалыванием воздушного детского шара? Стоит только клеем "БФ" сделать на противоположных сторонах шара два пятна - и вы можете спокойно прокалывать шар острым стержнем через эти пятна и воображать себя заправским чародеем.
Таким фокусником стать нетрудно. И тут открывается лазейка для тех, кто хочет легко, без усилий сделаться артистом. И при попустительстве руководства филармоний становится им. Конечно, на главных концертных площадках таких исполнителей не увидишь, но они спокойно и сытно пасутся на обширной и обильной периферийной ниве.
Как же появляются у нас подобные горе-фокусники? Магазинов с готовыми фокусами у нас нет. Зато кое-где есть старые мастера, изготовляющие стандартную аппаратуру. Да и сами фокусники не прочь продать залежавшиеся трюки. Так и размножается суррогат.
Ну а как рождаются хорошие фокусники? Ведь специальных учебных заведений, готовящих фокусников, нет. В ГУЦЭИ "факультета иллюзионистов" тоже нет. Рождаются они самостийно и крайне редко. Рождаются в муках и в основном на почве влюблённости в этот жанр.
Трудно, очень трудно стать хорошим фокусником. Многое для этого надо. Хороший фокусник должен обладать виртуозной ловкостью - скажем, свернуть кулек из бумаги во много раз быстрее и ловче любого продавца. А манипуляторы, у которых шарики, монеты и карты то появляются в руках неизвестно откуда, то так же непонятно куда исчезают, тренируются, как и жонглеры, помногу часов в день.
Фокусник не имеет права быть бесстрастным демонстратором трюков, подобно демонстратору физических и химических опытов в Политехническом музее. Он должен быть актером и создавать образ. Пусть это будет хитрый и ловкий человек или, наоборот, очень неловкий, вызывающий смех разоблачением трюков, - но образ должен быть определенным и ярким.
И, наконец, хороший фокусник - это изобретатель "мошенничества". Но до чего же это трудное дело - изобретать оригинальные "мошенничества"! Тут и бессонные ночи и постоянное, почти круглосуточное умственное напряжение. И как бывает обидно, когда выстраданный изобретателем трюк выкрадывается, размножается и заштамповывается бездумными подражателями. Мне кажется, давно пора уже защищать изобретения фокусников, как защищают авторские права.
Время идет. Меняется и стиль работы фокусников. Уже банальным стало заявление о том, что в наш век, век кибернетики и компьютеров, нельзя выдавать себя за магов и волшебников. Но фокусник должен оставаться загадкой для зрителей. Тогда игра будет интересной. На сцене разыгрывается "мошенничество", и зритель, естественно, старается уличить "мошенника". В этом основная трудность работы фокусника. Жонглер демонстрирует ловкость, так сказать, в её первозданном виде: он подбрасывает шарики, кольца, булавы, - и зрители оценивают степень его ловкости. Но не дай бог, если у фокусника, жонглирующего, скажем, картами, кто-то из зрителей заметит, откуда эти карты появляются! Немедленно из зрительного зала раздается крик: "Сзади, за ладонью!" И никого не удивляет, как это манипулятор ухитряется удержать сзади за ладонью целую колоду карт. Но "мошенник" изобличен, и аплодисментов не жди.
Вроде бы фокусникам надо бояться разоблачений. Но это не так. Многие фокусники используют теперь разоблачение как шутку. Если трюк разоблачен интересно, остроумно, то в зрительном зале всегда возникает веселый смех. А что значит - разоблачить остроумно? Разоблачить так, чтобы трюк все же оставался загадкой. Возьму пример из собственной практики. В руках у меня клетка с птичкой. Партнерша взмахивает "волшебной" палочкой, раздается выстрел - и клетка исчезает, словно растворяется в воздухе. Партнерша дает мне палочку и требует, чтобы я отнес ее за кулисы. Уходя, естественно, поворачиваюсь к зрительному залу спиной, и зрители видят: клетка висит у меня на спине. Здесь всегда возникает дружный смех. Трюк разоблачен - ах, вот куда он спрятал клетку! И все же остается загадкой - как же это клетка так быстро и незаметно была переправлена за спину?
Многие известные иллюзионисты, например А. Акопян, Д. Читашвили, создавшие прежде образ таинственного, загадочного человека, вводят теперь в свой номер веселые разоблачения и шутки. Это дает отдых зрителю и оживляет демонстрацию фокусов.
Таков новый стиль работы современных фокусников.
Теперь поговорим о вкусе. Я думаю, что не открою Америки, если заявлю, что при создании высококлассного эстрадного номера кроме таланта важен и хороший вкус.
В странах, где существует частная антреприза, процветают трюки такого рода: фокусник, отпилив у женщины голову, поднимает ее за волосы, и из шеи хлещет кровь. Пародируя этот трюк, один японский фокусник отпиливал у стула ножку, и из отпиленной ножки сочилась кровь. О каком эстетическом наслаждении тут может идти речь? Но этих фокусников можно еще оправдать: хозяин варьете во что бы то ни стало требует успеха у публики, успеха любой ценой.
Неприятным мне кажется и такой номер, когда фокусник вызывает из публики добровольного помощника. Тот старательно трудится, помогая фокуснику исполнять какой-либо трюк, а фокусник помимо исполнения трюка занимается еще и тем, что незаметно обшаривает карманы ассистента, вытаскивая бумажник и разные мелкие вещи, снимает у него с руки часы и даже галстук. Выполнив свои обязанности, ассистент собирается уйти со сцены, но фокусник задерживает его и постепенно одну за другой возвращает ему вещи. Вид у ассистента при этом такой растерянный, что зрительный зал сотрясается от хохота. Успех огромный. Все поражены ловкостью фокусника. Но каково ассистенту!
Меня коробит также, когда я вижу, как фокусник манипулирует на сцене бумажными деньгами. Например, берется чистый листок бумаги, заправляется между двумя валиками, валики вращаются и выбрасывают денежную купюру.
Неужели нельзя пренебречь сомнительным успехом, достигаемым подобной ловкостью? Ведь существует масса доброго "мошенничества", вызывающего огромный и доброжелательный успех.
К. ЗАЙЦЕВ,
лауреат Всероссийского конкурса артистов эстрады.