Журнал "ФИШКА", Самара, май 2003 г.

В ФОКУСЕ - ВОЛШЕБНИК

Самое замечательное в магическом образе Святослава - это ПОРТФЕЛЬ. Когда-то это был самый обыкновенный коричнево-кожаный портфель для деловых бумаг и скучной корреспонденции. Но после небольшого волшебно-человеческого вмешательства на его лицевой стороне выросла длинношерстная бело-серая шкура, отдаленно напоминающая оперение мамонтов, а бока расперло от всякой таинственной дребедени. Ну, в чем еще прикажете носить свой нехитрый скарб молодому волшебнику?!

Далее по закону жанра гаснет свет, на драпировке появляются разноцветные зайчики софитов, крышка портфеля откидывается, а из него вылетает стайка белоснежных пушистохвостых голубей. Правда, в арсенале начинающего мага пока имеется лишь одна голубка Лайза, и всякие чудесно-неожиданные вещицы он обычно извлекает из разнообразных черных ящиков. А в остальном ощущения те же: назойливая мысль «нет, ну все таки, как же он это делает?!», детский восторг и признательность ученику сказочного Гудвина.

Но вот скрывающий чудеса портфель уютно свернулся в углу, голубь водворен назад в клетку, цилиндры и ящики упакованы, а их хозяин совершает последнее превращение и оказывается обычным Святославом Щегловым, третьекурсником иняза педагогического университета. Просто он работает волшебником.
- Как, учеба-то работе не мешает?
- Даже помогает иногда (смеется). Выступал как-то в Тольятти перед иностранцами, конференция, что ли, у них там какая-то была. И по ходу одного фокуса я вызвал из зала девушку, а она чисто случайно оказалась русской переводчицей и принялась объяснять зрителям, что происходит. Фокус успешно завершился, девушка вернулась на свое место, а дальше вспоминать английский пришлось самому.
- Английскому в школе да в институте натаскали, а фокусам кто учил?
- Все фокусники - самоучки. Школ таких пока не существует. Первое время выручали почти раритетные книжки, позже учился по видеокассетам. Есть, правда, в Москве Российский клуб фокусников. Он иногда устраивает семинары с забугорными мастерами. Я бывал там пару раз: поучился, кое-какой реквизит привез. А с первым фокусом с теннисными шариками я начал выступать уже в девятом классе.
- О-о-о! И после этого ты стал «гвоздем программы» на школьных праздниках!?
- До сих пор отдуваюсь. Прикинь: вызывает меня с лекции завкафедрой и говорит: «Чего это ты для института выступить не хочешь, на восьмое марта для учителей, а?». Да я, говорю, вообще ничего не знаю. Оказалось, что по институту пошел слух, будто я бесплатно выступать не буду, а та сумма, которую я «стою», не под силу университету. Ну, как же для родного универа не выступить!
- Почему, как ты думаешь, людям так нравятся фокусы?
- Иллюзионист - достаточно редкое амплуа, потому для зрителей я - диковинка. Людям ведь нравится все таинственное. А к фокусам вообще привыкнуть невозможно. Это ведь как маленькое чудо!
- Конкуренция у тебя в Самаре есть?
- Реальной - нет. В Самаре работают примерно пять фокусников. У меня своя оригинальная программа и шоу-балет - девчонки-студентки хореографического отделения Академии культуры. Вообще, у нас взаимовыгодный тандем: просто шоу-балет вещь достаточно распространенная, а просто фокусник для казино или ресторана - не так интересно.
- Есть ли в твоем творческом арсенале номера, придуманные тобою?
- Например, «Гильотина». Прототипом послужило реальное орудие казни - французская гильотина. Над расчетами и чертежами трудились вместе с дедом. Он сам человек творческий, художник. Человек ложится, нож падает и проходит «сквозь горло» - фокус не для слабонервных, что и говорить. И вот - премьера: ассистентка на гильотине, дергаю за шнурок, от которого нож падает, волнуюсь ужасно, зрители в шоке, закулисная братия орет! Чувствую, у самого коленки дрожат... Но ничего, обошлось без жертв. Вообще довольно редко этот фокус показываем: гильотина ужасно тяжелая, возить ее не очень удобно, да и потолки в помещении, где выступление будет, должны быть не менее трех с половиной метров.
- А вообще, проколы на сцене случаются?
- Был такой случай, когда в фокусе с протыканием человека ножами части ящика, в котором он находится, перепутали и поменяли местами. И вот во время представления я втыкаю нож и чувствую, как лезвие упирается в живую ассистентку. Пришлось, улыбаясь, выкручиваться: «Ну-у, этот фокус мы, наверное, показывать не будем...». А есть такой номер, где я одеваю на руку цилиндр и пропускаю через него свечу. Однажды я забыл снять с руки часы, и свечка как раз в них и уперлась, через руку не проходит. В таких случаях стараешься вести себя как можно естественней. А зрители с пониманием к этому относятся.
- С какой публикой приятнее всего иметь дело?
- Самые благодарные зрители - это дети, но одновременно они и самые сложные. Взрослый смотрит и рассуждает так: «Ага, это фокусы, где-то здесь простой секрет. Ну, да и ладно». И спокойно продолжает лицезреть дальше. Ребенок же воспринимает фокус как чудо, но ему тут же нужно объяснение этого чуда. А также детям важно поэтапно озвучивать все, что я делаю: «Видите, ребята, это пустой ящик, а смотрите, что я сейчас оттуда достану!». Еще очень благодарно меня воспринимают люди пожилого возраста. Может быть, потому, что тоже уже немного дети.
- Почему тебе нравится этим заниматься?
- Знаешь, сначала это было увлечение, потом - хобби, теперь любимая.работа. Вообще, у меня тот редкий счастливый случай, когда любимое занятие и основной вид деятельности совпадают.
- И в будущем это - твоя профессия?
- Да, свою профессиональную карьеру я связываю с фокусами.
- Уезжать не собираешься?
- Много наших земляков, достигших какого-то уровня, уезжают за границу: в Китай, Европу. Там производится большое количество иллюзионистской атрибутики и спрос на фокусы достаточно высок. А, допустим, в Америке к нам серьезно не относятся, несмотря на Дэвида Копперфильда. Я же, в принципе, пока уезжать даже в Москву не собираюсь: особо-то еще и не с чем, но, вообще работу, за границей не рассматриваю как нечто невозможное. Да и Самара - непаханая целина.
- Бывает ощущение: все, достало, к черту эти фокусы?
- Бывает чувство усталости физической, например, в канун Нового года, когда выступаешь каждый день. Но как может любимое занятие надоесть? Наоборот! Когда долго нет концертов, даже ломает без аплодисментов.
- Симптомы звездной болезни?
- Да нет, болею пока только ангиной!
- А «звездные» предложения о контрактах поступали?
- На одном из выступлений познакомился с Борисом Моисеевым. Он полистал мое портфолио и предложил работать у него в шоу-группе. Я отказался: если начинаешь работать у какой-нибудь «звезды» вот так, в качестве заставки, то потом уйти от него будет довольно проблематично, так и будешь «под ним» ходить. А я хочу сам решать, в какую сторону мне развиваться и что делать. Лучше потихонечку самостоятельно подниматься наверх.
- А шоу-балет на твоем фоне не комплексует?
Девчонки переглядываются:
- Святослав? Мы не считаем его начальником, хотя зовем шефом. Да и интересно с фокусником работать: и знаешь все секреты, а все равно смотришь с открытым ртом.
- Святослав, о своей последней задумке не расскажешь?
- Планирую сделать такой трюк: на деревянный стол по углам крепятся стальные стойки, на них на определенной высоте - чем выше, тем лучше - устанавливается плита, «усеянная» железными шипами. Человек ложится на стол, вся конструкция завешивается ширмой, видны лишь силуэты. Дергаю за рычаг, плита падает, шипы проходят сквозь лежащего. Когда ширма открывается, видно, что плита уже под человеком.
- Да-а-а, кровожадный вы, мистер фокусник!
- Да нет, просто фокусы такие очень зрелищны!

Анастасия ЛОКТЕВА


ВЕРНУТЬСЯ К СПИСКУ СТАТЕЙ...      На главную страницу