Газета "ПАРАД-АЛЛЕ" №11 2004 г.
Последнее, с чем любой из нас готов расстаться в своей жизни - это иллюзии. Вот что нам дорого no-настоящему! И недаром с далеких времен детства даже у тех, кто не считает себя поклонником цирка, на долгие годы остается особенное, теплое отношение к иллюзионистам - людям, подарившим нам когда-то действительно чудо, прописка которого - манеж. Поэтому, видимо, и слово «иллюзионист» в современном мире, разучившемся чему-либо удивляться, прижилось шире, чем «фокусник».
Заслуженный артист России Юрий Писаренко изумлял своих зрителей более полувека. Имя его, безусловно, знают все поклонники этого искреннего и праздничного искусства. И хотя скоро минует пять лет с тех пор, как иллюзионист вышел на арену цирка в последний раз, душа его по-прежнему живет там - на манеже, под звуки музыки и аплодисменты восторженных зрителей.
- Меня часто спрашивают, заранее предполагая утвердительный ответ, из цирковой ли я семьи? И удивляются, услышав, что это не так. Ведь в те годы, когда моя жизнь в цирке только начиналась, на манеже действительно выступали в основном представители старых артистических династий. У меня все было не так.
Моя мама умерла, когда я был совсем маленьким, отца-военного посадили, как многих его коллег, по доносу, в 1943 году. В 15 лет я остался фактически круглым сиротой и примерно в это же время совершенно случайно познакомился с клоунами, выступавшими в группе музыкантов-эксцентриков. Тогда это был жанр и популярный, и широко распространенный, любимый зрителями. Артисты после недолгих колебаний согласились взять меня к себе...
Конечно, прежде чем меня допустили к участию в номерах, был какое-то время мальчиком на побегушках. На самом деле - период очень важный! Именно тогда понял, как много, а главное, беспрерывно надо трудиться, прежде чем ты завоюешь право назваться артистом. Юность беззаветна, ей кажется, что любое дело по силам. И если переоценил себя, часто это оборачивается разбитой жизнью... К счастью, я сумел тогда рассчитать свои силы правильно и вскоре стал понемножку участвовать в номерах: испробовал себя поначалу как жонглер, потом - как акробат. Наконец прижился в качестве ученика у знаменитых клоунов, братьев Ширман. Вот с ними-то и попал на гастроли в Ташкент, где одновременно с нами выступал знаменитый иллюзионист Эмиль Теодорович Кио.
Сказать, что я был очарован, значит не сказать ничего: ходил на каждое его представление, на каждую репетицию, одновременно моля судьбу, чтобы Кио не отказал мне в просьбе, взял в свой аттракцион хоть кем-нибудь... И судьба надо мной смилостивилась. Там, в Ташкенте, я и начал работать у него ассистентом. Я очень многому у него научился, прежде чем почувствовал, что пришла пора самостоятельной работы. И честно заявил маэстро о своем стремлении.
Никогда не забуду, какие прекрасные слова сказал мне тогда Кио:
- Юра, запомни: уж лучше быть хорошим ассистентом, чем посредственным артистом!
По-моему, я ответил ему, что все сделаю для того, чтобы держать марку Эмиля Теодоровича.
Мне вообще везло на прекрасных учителей. Помню, в 1957 году в Москву приехал один из лучших манипуляторов мира югослав Борра. Это был действительно великий артист! Впервые на моих глазах иллюзионист абсолютно бесстрашно шел в зрительный зал и работал среди публики... Люди сидели, в полном смысле слова разинув рты! А я - я напросился к нему в ученики и целых два месяца брал у этого фантастического человека уроки.
Борра был человеком очень щедрой души, охотно учил меня всему, что знал сам: что и как делать, как себя вести при такой манере работы - к какому человеку подойти можно, а к какому лучше не надо... У людей ведь разные характеры. Один сидит насупленный и ни за что к себе не подпустит, другой, напротив, открытый, смеется и готов позволить артисту делать с ним все, что угодно!
После отъезда Борра я стал первым в Союзгосцирке манипулятором. И так же, как он, старался все делать элегантно, держать его класс! Так что думаю, не будет преувеличением сказать, что все мои награды - это еще и награды моих учителей, на которых так везло.
Первую награду я получил в 1974 году - Гран-при Международного конкурса иллюзионистов в Аргентине, там же меня наградили еще и орденом Большого зайца (и такой есть!). Вторую награду получил в Швеции в 1986 году, где был признан самым быстрым манипулятором Европы...
Видимо, тут нужно пояснить, чем вообще отличается манипулятор от фокусника. А разница, между прочим, существенная. Во-первых, иллюзионист работает только с крупной аппаратурой. Например, сажают человека в ящик, накрывают простыней, «раз-два-три!» - и человек исчезает. Это - иллюзия-фокус. Инструмент же манипулятора - исключительно его собственные руки... Он снимает у кого-то из зрителей часы, подтяжки, вынимает бумажник, платок и прочие мелочи и достает их - ну, допустим, изо рта его соседа по креслу. Ловкость рук должна быть почти за гранью мыслимого, но самое главное достоинство, по которому и оценивается класс манипулятора, - скорость. Высший класс - 2-3 секунды на одну операцию... За этим стоит работа, тоже почти за гранью возможного:' по 20 часов в сутки изо дня в день, всю жизнь... Но ведь и награда достойная! Восторг зрителей, которым ты даришь чудо, происходящее прямо на их глазах.
Надо сказать, что восторг в разных странах - а я гастролировал, помимо бывшего СССР, еще в 60 государствах - выражают по-разному. Японцы, например, крайне доброжелательные люди. Стоит проделать с кем-нибудь трюк или даже просто пригласить человека на манеж, весь зал начинает показывать на свои носы: это означает «Выбери и меня тоже!» Нравится им все, беспрерывно хлопают и улыбаются, причем вовсе не из вежливости.
Мне часто приходилось слышать, что наш зритель - самый благодарный в мире. Но никто почему-то не говорит о том, что он еще и самый сложный. Очень часто встречаются среди зрителей люди, к которым и подойти-то страшно: напряженные, холодные, закрытые... На физиономии - «надпись» огромными буквами: «Меня, брат, не проведешь!»
А бывали и вовсе дикие случаи. Вызвал я однажды на манеж добровольцев и, как водится, доставал у них из карманов карты, деньги... После представления неожиданно зовут меня к администратору, говорят: к вам зрители пришли с какими-то вопросами. Смотрю - стоят мужчина и женщина. «Вы, - говорят, - у нас из кармана доставали карты и забрали два рубля!» Деньги это были тогда не такие уж и маленькие, я просто похолодел - отродясь ничего подобного со мной не бывало!.. Естественно, отдаю деньги.
А через полчаса прихожу в буфет, смотрю,- они там сидят, пьют пиво и смеются... Надо мной, разумеется, заодно радуясь, что оказались такими ушлыми, объегорили иллюзиониста.
Конечно, такие вещи - исключение. В принципе же люди любят иллюзию больше других жанров. Конечно, если артист работает достойно. Мне кажется, это происходит потому, что нас не сразу забывают, поскольку уже после представления пытаются разгадать секреты фокусов... Человек по своей природе - существо крайне любознательное и дотошное! Ужасно ему хочется все потрогать своими руками, разглядеть, понять, разгадать... Не тут-то было! Фокус - тайна, не подлежащая разглашению. А это притягивает.
Иллюзионисты не делятся своими секретами ни с кем в принципе, не исключая коллег из других жанров. Например, когда выступал Эмиль Кио, закрывались все кулисы и занавесы, и артистов за кулисами тоже не должно было быть! Естественно, есть классические фокусы, которые присутствуют в репертуарах многих артистов. Не каждому ведь под силу создать новую иллюзию! А роскошь частой смены аттракционов вообще мало кому доступна. Разве что знаменитому Копперфилду, но у него в распоряжении собственная грандиозная индустрия, в которой заняты сотни людей, потому и новшеств много.
Есть на моей памяти пара и вовсе печальных случаев, когда цирковые артисты-манипуляторы предавали свою профессию... Вдаваться в подробности не стану. Просто представьте, что произойдет, если хороший манипулятор свяжется с криминалом или, скажем, станет крупье в казино... Это уже не цирковой артист - это отщепенец! Ведь практически ни один из нас не избежал подобных предложений со стороны... Не столь уж редких, как может показаться. Приходится объяснять, что ты - артист, а не вор и в такие игрушки не играешь...
Мне трудно судить о молодом поколении, но для тех, чьим кумиром всегда был и остается подлинный мастер-волшебник Эмиль Теодорович Кио, человек благороднейшей души и блестящий, шикарный артист, предательство своего дела, своего искусства - вещь невозможная. Разве можно предать свою собственную душу?..
Подготовила Мария ВЕТРОВА /По материалам сайта www.mpg.ru/