Журнал "СОВЕТСКАЯ ЭСТРАДА И ЦИРК" 198 ? г.
Чревовещание - разновидность иллюзионного искусства. Вентролог создает преимущественно слуховую иллюзию, будто его голос идет откуда-то изнутри или со стороны. Артист разговаривает на сцене с куклами или с воображаемыми людьми, якобы находящимися вне сцены, и кажется, что неодушевленные или невидимые собеседники отвечают ему - каждый своим голосом, отличным от голоса артиста по тембру, высоте, звонкости и силе.
Наиболее яркое впечатление производят моменты смены голосов. Поэтому вентролог всегда перебрасывается с "партнерами" короткими остроумными репликами. Реплики "партнера" артист произносит без заметного движения губ (для этого текст пишется по возможности без губных согласных б, п, м), а рот куклы в это время открывается. Иллюзия становится тем более полной, что диалог сопровождается мимической игрой артиста. Она оправдывает повороты головы, скрывающие минимально необходимые движения губ. И именно выразительная игра способна делать вентрологию искусством, а не просто техническим трюком.
Техника вентрологии достигается перестройкой речевого аппарата в результате соответствующей тренировки гортани с голосовыми связками, зева, глотки и полости рта с языком и нёбом. Отсюда следует, что составное латино-греческое слово "вентрология" и его буквальный перевод "чревовещание" по сути дела ошибочны: артист вовсе не говорит "чревом" - животом.
Ошибка эта уходит своими корнями в отдаленное прошлое человечества, когда вентрология не была еще одной из форм сценических выступлений. Тогда, по всеобщему суеверному убеждению, если человек владел "вторым голосом", это означало, что из его живота говорит дух умершего, способный предсказывать будущее.
Первое упоминание о вентрологии мы находим в халдейской книге предсказаний, написанной около четырех тысяч лет назад Саррукином Первым (он царствовал в Ассирии с 2000 до 1982 года до нашей эры). Древняя копия его труда хранится в Лондоне.
К началу XII века до н. э. на весь древний мир славилось святилище Аполлона в Дельфах, в Греции: перед этим храмом жрица-пифия предсказывала будущее. Она сидела на треножнике, установленном над ямой, из которой поднимался пар. Считалось, что она якобы вызывала дух Аполлона, и не что иное, как его личное мнение изрекала с неподвижным ртом. Все древнегреческие литературные памятники, упоминающие о пифии, не оставляют сомнения в том, что она была вентрологом, как и другой греческий оракул тех же лет - из храма Зевса в Додоне. Там жрецы позволяли различать отдаленный, неясный шепот пророчеств в журчании ручья и шелесте листвы священного дуба.
В Древней Греции и Риме вентрологи отнюдь не были редкостью. И так же, как и на Ближнем Востоке, все они считались предсказателями. Против этого суеверия выступали передовые умы античного мира: Гиппократ, Платон в трактате "Государство"; Аристофан насмехался над вентрологами в своих комедиях "Осы" и "Плутос", а позднее Лукиан издевался над суеверными простаками - поклонниками чревовещателей.
Многочисленны воспоминания о вентрологах и в Библии. Любопытен эпизод, участники которого действительно жили в середине XI века до н. э. Царь Саул, не имея силы отразить нападение филистимлян, решил обратиться за советом к духу своего недавно умершего мудрого наставника Самуила и отправился в город Эндор к заветной предсказательнице - вентрологу. Та, скрывшись за занавеской, сказала, что видит поднимающегося из земли человека в шелковых одеждах, а когда заговорила по-чревовещательски, Саулу почудилось, что он узнал голос Самуила.
Чревовещательница из Эндора стала виновницей гибели в средние века великого множества женщин. Именно на ее примере, взятом из Библии, а следовательно, неоспоримом в те времена, строилось классическое доказательство существования ведьм: из живота заклинательницы не мог говорить не кто иной, как дьявол, принявший облик Самуила. И жестокая полемика между теологами, осуждавшими сожжение заживо мнимых ведьм, и отцами церкви, оправдывавшими этот позор средневековья, тянулась вплоть до конца XVIII века.
Не только широкая публика, но даже ученые долго не могли понять, что представляет собой вентрология. Еще вышедшая в 1773 году немецкая энциклопедия "Универсаль-лексикон", написанная выдающимися специалистами своего времени, объясняла: "Чревовещатель... направляет голос через гортань в обратном направлении, и он звучит через отверстие в животе" (!). Не удивительно, что вентрология вырвалась из пут суеверия всего двести лет назад.
Первым чревовещателем, использовавшим свою способность говорить "вторым голосом" для великосветского развлечения, был австрийский барон фон Менген. Он же первым стал пользоваться куклой. Кукла изображала старичка. Его нижняя челюсть могла двигаться. В одном из своих писем (1770) Менген подробно описал, каким образом ему удается говорить по-чревовещательски и как он согласовывает эту речь с движениями деревянного рта.
Современник Менгена англичанин Стивен (он умер в 1786 году) стал первым профессиональным артистом-вентрологом. Актер лондонского театра "Друри-Лейн", он нашел свое призвание не в драме, а на эстраде, выступая с "Лекциями о головах". На сцене стояли бюсты из папье-маше с характерными лицами и подвижными нижними челюстями, в различных париках, которые тогда свидетельствовали о принадлежности к тому или иному сословию. Стивен прохаживался между бюстами и вел с ними диалог, а головы придворных врачей и адвокатов, лавочников, крестьян и рыбаков на разные голоса перебрасывались репликами с ним и друг с другом. Затрагивались самые злободневные темы. Стивен высмеивал придворные нравы, крючкотворство судей и подчеркнул благородную прямоту и честность простых людей.
Александр Ваттемар, французский артист, начал свои международные гастроли в 1844 году под псевдонимами "г-н Александр" и "Балтимор". Врач по образованию, человек высокой культуры и недюжинного таланта, Ваттемар разыгрывал целые пьесы, по большей части собственного сочинения. Сочетая вентрологию с трансформацией (мгновенной сменой костюма и грима), он один исполнял по шесть-семь ролей в пьесе, мужчин и женщин, говоривших различными голосами и молниеносно сменявших друг друге на сцене.
Творчество Ваттемара высоко оценивали знаменитейшие его современники. Гёте и Вальтер Скотт, Адальберт Шамиссо в Германии, Томас Мур в Ирландии и Ламартин во Франции выражали свое восхищение в прозе и стихах, сохранившихся в альбоме артиста. Ваттемар дважды гастролировал в России, где ему писали Пушкин и Жуковский, покоренные мастерством и талантом "г-на Александра".
Подражателем Ваттемара был известный французский актёр Пьер Тома Левассор (1808-1870), также владевший техникой чревовещания. Блестящий пародист, он пел песенки и куплеты и в одном из водевилей играл, мгновенно перевоплощаясь, десять ролей.
Своеобразен характер номера английского артиста Фредерика Маккабея. Его выступление видел в 1867 году в Лондоне и описал в своей книге Эрнст Шульц, тоже вентролог. Выглядело это примерно так. Маккабей застенчиво обратился к зрителям, обещая кратко объяснить, что такое чревовещание, после чего покорнейше просил держаться возможно спокойнее: только тогда достигнется нужный эффект. Затем предупредил, что будет разговаривать с Джоном, который находится в верхнем этаже. Похлопал в ладоши и спросил, глядя вверх: "Джон, ты там?" Никто не ответил. Он снова крикнул: "Джон, где ты?"
И вдруг послышался голос из зала: "Никого там нет наверху". Маккабей, видимо, сам удивленный, наклонился к тому месту,
откуда бросили реплику, и, вежливо извинившись, попросил больше не мешать. Снова взглянул на потолок, хлопнул в ладоши и крикнул: "Джон!"
- Я думаю, над нами просто смеются, - раздался пронзительный женский голос, по-видимому из середины зала.
Маккабей, еще более озадаченный, чем прежде, с робким видом просил и эту знатную леди успокоиться, когда раздался третий, потом четвертый голос, перебивая его. Голоса послышались из разных мест. А потом уже казалось, что они звучат отовсюду. Кричащие даже переговаривались, споря друг с другом. Но больше всего слышалось упреков артисту - он едва успевал вставлять одно-два слова своим естественным голосом.
В конце концов Маккабей вышел вперед, поклонился и сказал, что, если его перебивает столько народу, он так и не сможет объяснить почтенным зрителям, что такое чревовещание. И когда он уходил, раздался насмешливый голос: "Не верьте ему, он вообще не умеет чревовещать!"
"Артистичность исполнения была великолепна, - пишет Шульц. - Г-на Маккабея вызывали множество раз, но когда он выходил, как бы стесняясь, кланялся, каждый раз сквозь шум аплодисментов слышались сердитые голоса - естественно, его же голоса. При этом его рот казался совершенно неподвижным".
Родоначальник почти столетней династии русских вентрологов - Григорий Михайлович Донской (1865-1956). Он начинал работать еще в балаганах, в паноптикумах, затем выступал в цирке на специальной вращающейся эстраде, и, наконец, на лучших эстрадных площадках страны, вплоть до Московского мюзик-холла. В его большом цирковом представлении собачка вывозила золотую карету с маленькими куклами, за ней вышагивали куклы величиной в человеческий рост. Он говорил за них одиннадцатью различными голосами. Обладательницей двенадцатого неожиданно оказывалась собачка. Она смешными шутками отвечала на вопросы артиста, а затем пела популярный романс.
Начиная с 1904 года Г. М. Донской не раз гастролировал за рубежом. В Германии ему нередко приходилось выступать одновременно с такими артистами, как Загомайер - актер, вентролог, трансформатор и фокусник. Немецкий артист-универсал давал интересное представление в меняющихся богатых декорациях, занимающее весь вечер. Но сборы показывали, что Донской неизменно выдерживал такую конкуренцию.
В первое десятилетие нашего века в России появилось множество подражателей Донского: А. Казини показывал "говорящую собаку", чревовещатель Габриэль выступал с "группой автоматов", с куклами работали вентрологи В. и Э. Брокарс, В. Гдычинсний, Г. Бавицкий и другие.
Грянула Великая Октябрьская революция, и Донской, взяв с собой несколько небольших кукол, исколесил все фронты гражданской войны в агитпоездах и агитпароходах. Его дочь, Мария Григорьевна Донская, ездила вместе с ним, а затем подготовила самостоятельный номер. Выступая уже порознь на стройках первых пятилеток, они стремились придать своему репертуару известное общественно значимое содержание.
Позднее, с первых дней Великой Отечественной войны, восьмидесятилетний патриарх русских вентрологов стал добиваться направления на фронт, но на фронт его не пустили, и до самого Дня Победы он неутомимо выступал в госпиталях перед ранеными. А Мария Григорьевна, побывавшая на кораблях Северного Флота, на легендарном полуострове Рыбачий, затем работала на Ленинградском фронте, под Волховом и под Малой Вишерой, попадала во вражеское окружение, и везде ее веселые диалоги с "говорящими куклами" несли радость и отдых солдатам в перерывах между боями.
Отгремела война, и снова Мария Донская, уже со своей дочерью Евгенией, выступает на Урале и в Сибири, на таких стройках, как гигантская ГЭС на Ангаре. Потом целина, по два-три концерта в сутки - в поле, на грузовиках, при свете фар. Из Казахстана - в Арктику: концерты на дрейфующей льдине и вдоль всего Северного морского пути. А оттуда - в Швецию, Федеративную Республику Германии и другие страны, порой вместе с дочерью.
И вот уже внучка Григория Донского одна едет во Францию, где с честью защищает высокую марку советской эстрады. "Самый прекрасный вентролог из всех, кого мы видели в жизни". "Девушка с собачкой, бегло говорящей по-французски, - абсолютно сенсационный аттракцион" - писала о ней парижская пресса.
Порой в печати появляются небылицы о каких-то тайнах чревовещания, будто бы доступного лишь немногим. На самом деле в принципе каждый может освоить технику вентрологии. Во многих странах выходят даже специальные пособия для любителей, так что ничего таинственного здесь нет. Единственная тайна чревовещания, как и всякого другого искусства, - артистизм.
М.ТРИВАС