ПРЕССА
Газета "Аргументы недели", 24.05.2007 г.
Как-то уже повелось приписывать фокусникам-иллюзионистам магические свойства. Считается, что они могут загипнотизировать целый зал, появиться или исчезнуть, как настоящий фантом, или взлететь в воздух. На самом деле работа иллюзиониста - это инженерное мастерство, сверхточный математический расчет и конечно же артистизм. В чем риск фокусника. Кстати, в тридцатых годах от артистов-фокусников всегда требовали разоблачения. Но при этом нужно было так постараться, чтобы никто ничего не понял. Учитывая свойство человека пытаться разгадать любую загадку, в задачу иллюзиониста входило направить зрителя по ложному пути. Для этого соблюдались несколько условий, главное из которых - быстрый темп. Следовало так продемонстрировать «магическую» аппаратуру, чтобы публика все увидела, но ничего не поняла. Дело решали секунды - чуть недобор - и зрители будут недовольны, несколько лишних мгновений - и тайна фокуса будет раскрыта. При этом фокусник обязательно должен был обладать актерским дарованием, чтобы в нужный момент отвлечь зрителя, не потеряв при этом контроля над самими фокусами. Когда наш, российский, зритель смотрит иллюзион, у него обязательно должна возникнуть своя версия — как делается тот или иной трюк. Например, Дэвид Копперфильд на своих концертах обязательно выстраивает программу так, чтобы сложные трюки чередовались с более легкими. Важно, чтобы зритель не чувствовал себя полным дураком. И вовсе не обязательно, чтобы он правильно понимал суть фокуса. Иногда к артисту-иллюзионисту приходят люди и говорят: мы знаем, как вы делаете вот этот трюк. Начинают рассказывать. Как правило, в их интерпретации все получается очень сложно и неправильно. На самом деле все намного проще. Но артист чаще всего говорит: «Молодец! Раскусил меня!» И зритель уходит довольный. Секрет - в подаче. Но в этом и состоит профессия иллюзиониста, чтобы скрыть очевидное и подать фокус так, чтобы никто не догадался, как он делается. Однако на реальном концерте даже великий Копперфильд не может показать все то, что он снимает для телевидения. Телевизионная камера — тоже своего рода иллюзионный инструмент, который может творить самые разные оптические чудеса. Например, снять фокус под таким углом, что секрета никто не поймет, а эффект будет поразительным. Смешать ингредиенты. Настоящий технический прорыв в иллюзионной технике произошел примерно в шестидесятые годы. Начала задействоваться электроника, появился человек-невидимка, пользовался успехом разговор по бутылке-телефону, на который можно позвонить из любого места. Понятно, что сейчас этим никого не удивишь, но тем не менее набор классических трюков актуален до сих пор. Многие иллюзионисты считают, что самое правильное — базироваться на старой доброй классике. А уж на ее фундаменте создавать что-то новое. Так сказать, смешивать ингредиенты, создавая свои фирменные блюда. — Когда мы работали над проектом «Цирк со звездами»,— рассказывает Антон Красильников, иллюзионист в пятом поколении, - Ефим Шифрин попросил сделать для него что-то экстремальное. Я взял сундук с секретной крышкой, соединил это с трюком Гудини, который выпутывался из смирительной рубашки. Туда же добавил выпутывание из цепей и бомбу, которая должна взрываться после того, как исполнитель освободится от всех пут. В результате получился новый иллюзион, хотя по отдельности каждый из этих элементов уже где-то исполнялся. Клаустрофобия: каприз или реальность? В семьях иллюзионистов детей приучают к тесному, темному пространству с самого раннего возраста. Например, затевают такую игру - ребенка сажают в диванный ящик для белья, закрывают и считают по секундам, сколько времени он может там продержаться. Даже если он в будущем не станет иллюзионистом, то, вполне вероятно, избежит клаустрофобии. А вообще иллюзионный ящик — как костюм или платье. Для каждого конкретного исполнителя делается специально, по размеру. Награда за обман. — Это решение пришло после двух случаев. Первый раз меня номинировали на Национальную премию «ЦИРКЪ», прислав официальную телеграмму о присвоении премии. Нужно было приехать в Питер, выступить и получить премию. Начальник отдела Департамента организации гастролей Росгосцирка сказал мне: «Тебя нам посылать невыгодно, ты сейчас находишься слишком далеко от Петербурга (я в это время гастролировал в Астрахани), мы пошлем того, кто находится поближе». Понимаете, что это за аргумент? Премию получит тот, кто ближе территориально! Второй раз я послал свои данные на конкурс в Голландию в 2004 году. В ответ пришло письмо с расценками за первое, второе и третье места. При этом была приписка, что первое или второе место мне обещать не могут (видимо, они уже были заняты), а третье — пожалуйста! Стоило оно пятнадцать тысяч евро. Плюс расходы на проезд и проживание. А еще есть иллюзионные конкурсы в Китае, но там другая система. Мне пообещали Серебряную медаль при условии, что я отработаю у них 20 шоу по 25 долларов за каждое. Это абсолютно кабальные условия, по сути - та же взятка, только за счет своей работы. Как стать магом. Валентина Савина, директор ГУЦЭИ им. М. Румянцева: «Во время учебы о ящиках и аппаратуре речь не идет. Мы учим именно манипуляции, то есть работе с небольшими предметами, которая зависит только от ловкости рук. Кстати, перед тем как принять абитуриента на это место, наши педагоги проводят небольшое тестирование — просят выполнить упражнения с предметами: шариками, например. И смотрят, насколько у человека «способные руки», можно ли их развивать, чтобы в дальнейшем проделывать сложные манипуляции. Так что еще не каждый желающий может попасть на место фокусника». Другой путь - пойти в Студию иллюзионного искусства при Российской ассоциации иллюзионистов. Центр ее находится в Москве и называется Московский клуб фокусников. Там тоже есть педагоги - члены клуба, которые могут дать азы профессии. Но это только начало. Окончательный успех зависит от терпения и работоспособности желающего стать иллюзионистом. Владимир Руднев, председатель Московского клуба фокусников: «Лично я — самоучка. Знания об этой профессии добывал самыми разными путями. Случалось, просиживал на колосниках в цирке, пытаясь сзади увидеть и понять, как делается тот или иной трюк. Конечно, сейчас очень много информации: в литературе, из Интернета можно массу всего почерпнуть. Но все же для того, чтобы стать настоящим фокусником, этого мало. Нужно самому пощупать, изнутри узнать, что это такое. А бывает — человек купит ящики, выходит на сцену и просто демонстрирует их возможности. А где артистизм, где постановка номера? Мало кто хочет заплатить деньги режиссеру, чтобы он поставил хороший номер». Иных клоунов убивать надо! Антон Красильников: «Всю свою профессиональную жизнь я бьюсь за престиж профессии иллюзиониста. Как в оценке своей работы, так и в качестве исполнения. Настоящий иллюзионист знает свои аппараты вдоль и поперек, иногда сам делает всю технику. Поэтому в какой-то сложный момент (а такие пусть не часто, но бывают), когда вдруг заклинит подшипник или не откроется замок на ящике, всегда сможет выйти из ситуации так, что зритель ничего и не заметит. Горе-артист, просто купивший аппаратуру и научившийся ею пользоваться, но не знающий механизмов ее работы, в такие моменты оказывается совершенно беспомощным. И тогда вся магия профессии иллюзиониста сразу сводится на нет». Владимир Руднев: «Очень плохо, что есть люди, которые не понимают, насколько важно хранить секреты иллюзии. Сейчас появились клоуны, которые, научившись фокусам, показывают их во время выступления, а потом тут же разоблачают. Они кричат: «Дети, а хотите узнать, как это делается?» Дети конечно же кричат в ответ: «Хотим!» Таких клоунов убивать надо! Для многих из нас важен реквизит. Хорошо, если человек сам умеет его изготавливать. А если нет? Специальных мастерских не существует, поэтому приходится выискивать умельцев-мастеров, которые конструируют «магические аппараты». Но и здесь нельзя быть застрахованным от проколов. Например, однажды я заказал реквизит по своим собственным чертежам. Мне его изготовили, а через некоторое время точно такая же аппаратура стала появляться у других артистов. То есть мастер просто взял и растиражировал мое ноу-хау. А хороший аппарат стоит, между прочим, начиная от 3000 долларов!» Фокус с разоблачением. Как правило, в город, где начинались гастроли, Гарри приезжал в день премьеры и поселялся в самой дальней гостинице. Кио рисовал ему на бумаге план улиц, на которых тот не имел права появляться. Эмиль Теодорович хотел, чтобы Гарри безвылазно сидел в номере, читал бы книги и слушал радио. «Тебе в городе делать нечего, - говорил он. - Не дай бог, столкнемся где-нибудь, нас заметят, тогда все пропало». Вечером, перед началом спектакля, машина с задернутыми шторками привозила Гарри в цирк, въезжая прямо во двор. Гарри в надвинутой на глаза шляпе и с поднятым воротником быстрым шагом шел в специально отведенную комнату, где его тщательно гримировали. Потом приходил Эмиль, они становились рядом и дотошно проверяли, все ли у них в порядке в смысле сходства. Во время аттракциона Гарри прятался за реквизитом, тихо стоял в уголке, ожидая своего выхода. Подмена братьев в аттракционе делалась дважды. Самая эффектная в финале, когда Гарри под видом Эмиля Кио садился и уезжал с манежа, а настоящий фокусник мгновенно появлялся из противоположного прохода. Публика немела от удивления. Хотим волшебника! Стремление проникнуть в тайны непознанного всегда было присуще человеческой натуре. А овладеть тайными знаниями — мечта многих ученых и эзотериков. Что скрывается за этим стремлением, догадаться нетрудно. Могущество и власть, желание возвыситься над другими, стать чуть-чуть богом. В общем, ничего нового. Конечно, цирковая иллюзия не имеет ничего общего с эзотерическими тайнами. Но ведь зрителям свойственно отождествлять себя с исполнителями, особенно с теми, которые вызывают восхищение. А фокусник на манеже — это чародей, маг, человек особенный! Он знает нечто такое, о чем другие могут только догадываться. А как интересно самому попытаться угадать, как происходит тот или иной фокус! Был случай, когда после представления к Эмилю Кио подошел мальчик и передал пухлую тетрадь, в которой описал механизмы всех его фокусов. На семьдесят процентов он угадал! А взрослые зрители воспринимали его волшебство настолько всерьез, что на гастролях осаждали просьбами об исцелении, женщины просили их омолодить. Вот так иллюзионисты и поддерживают в людях веру в чудо и в собственные интеллектуальные способности. И еще дают возможность самому зрителю пусть опосредованно, но почувствовать себя волшебником. Тайна Гудини. Материал подготовила Елена ОЛЬШАНСКАЯ |