Газета "ПАРАД-АЛЛЕ" №11 2004 г.
Многие поклонники кино видели один из первых российских фильмов, давным-давно ставший классикой, - «Гуттаперчевый мальчик». В 50-е годы прошлого века взрослые и дети, глядя на знаменитые черно-белые кадры, мелькавшие на экранах кинотеатров, искренне переживали за маленького акробата, истово ненавидя его мучителя Беккера... Время действия фильма и время его съемки - 1915 год.
Установить, кто из наших соотечественников начал утверждать на манеже тот или иной жанр, зачастую бывает трудно, а порой и вовсе невозможно. Но что касается эквилибра на шесте, который в цирке называется першем, - тут никаких сомнений быть не может. Помогла тут в том числе и повесть «Гуттаперчевый мальчик» писателя Дмитрия Григоровича, а затем и снятый по этой повести кинофильм. Случай редчайший, поскольку для писателя прототипом главного отрицательного героя повести - «злого дядьки Беккера» - послужил отец человека, снявшегося затем в центральной роли... Имя его - Антон Красильников. (речь идет о моем прапрадеде. - примечание FOKUSNIKa).
Как утверждает праправнук знаменитого «Беккера», история писателем не выдумана: в реальной жизни и вправду сын Антона Красильникова Александр сбежал от своего не в меру жестокого отца, работавшего, как все цирковые в ту далекую пору, в балаганах. И, попав в итоге в знаменитый цирк братьев Никитиных, положил начало цирковой династии Красильниковых.
Номера с першем были прекрасно известны еще в XIX веке. Но так случилось, что к началу века двадцатого о них почему-то забыли, и в русском цирке их просто не существовало. Когда в 1912 году в петербургском цирке «Модерн» появились «Карола, Одони и Камила», представляющие этот жанр, их выступления рассматривались как сенсация. В афишах писали: «Первый раз в мире. Невероятно! Вдвоем на одном перше, свободно балансируя на плече третьего!» И народ валом валил на представление, дабы увидеть заморское чудо...
Надо сказать, что перш тогда удерживался либо на плече, либо в специальном карманчике, на поясе. На лоб «нижнего» он перекочевал гораздо позже. Но вернемся к Александру Красильникову, уже успевшему к тому моменту сбежать от отца в первый в России стационарный цирк братьев Никитиных.
Конечно, в силу малолетства, приняли его туда учеником. Дело у Никитиных было поставлено так, что, с одной стороны, будущим мастерам циркового искусства всячески помогали обрести специальность - прежде всего специальность наездника, а с другой, обучив, ставили конкретное условие. Артист обязан был на протяжении нескольких лет выступать за мизерное жалованье - в качестве платы за обучение. При этом Никитины внимательнейшим образом следили за всем новым, появлявшимся в мире цирка. И обнаружив, что где-то появился действительно оригинальный номер, немедленно предлагали своим ученикам если и не повторить его в точности, то уж во всяком случае, создать нечто похожее.
Как только слух о позабытом в России жанре, который продемонстрировали в Питере иностранцы, дошел до Никитиных, такой же номер было предложено сделать Александру Антоновичу Красильникову... И он, несмотря на то, что с упомянутым жанром у него были связаны далеко не лучшие воспоминания детства, согласился!
У Александра Антоновича к тому моменту были уже и свои сыновья, и по давней традиции они, несмотря на нежный возраст (младшему едва сравнялось 3 года), участвовали, как могли, в цирковых представлениях, например, в пантомимах, где их роли были весьма просты: подойти к кому-нибудь из взрослых артистов и что-либо подать тому из реквизита...
Нужно сказать, что в те далекие, еще предреволюционные годы, ни о каких лонжах и прочих страховках просто-напросто не знали. Поэтому работать на перше было чрезвычайно опасно. Тем не менее вместе с отцом в качестве «верхнего» выступал тогда еще очень юный сын Александра Красильникова Анатолий... Номер, сделанный ими, стал сенсационным. И вот тогда-то и получил Александр Антонович предложение сняться в фильме «Гуттаперчевый мальчик» в роли Беккера, прототипом которого был его собственный отец! Кто же лучше его, сбежавшего от жестокосердного папаши, мог сыграть эту роль, его, знавшего сюжет повести не понаслышке, а «изнутри»?.. И Красильниковы снялись в фильме - всей семьей.
Самое поразительное, наверное, заключается в том, что хотя Александр Антонович Красильников и признан основоположником этого жанра на российском манеже и вроде бы сделал все возможное, чтобы закрепить этот статус за собой, снявшись в картине, ставшей классикой кино, имя его не упоминается ни в одной энциклопедии по цирковому искусству... В первый и в последний раз статья, посвященная династии Красильниковых и ее основоположнику, выходила в 1983 году в журнале «Эстрада и цирк».
Официально годы его жизни - 1868-1919. Однако семейная легенда Красильниковых содержит в себе большие сомнения по поводу даты смерти основоположника династии. Девятнадцатый год - это, скорее, год, вплоть до которого Александр Антонович работал на русском манеже. Как все артисты первых цирковых поколений, он владел многими жанрами: был и дрессировщиком лошадей, и управляющим, и режиссером. К моменту революции у него имелось и свое собственное шапито.
Однако вскоре после прихода к власти большевиков следы Красильникова-старшего теряются: нынешние потомки Александра Антоновича утверждают, что их прадед сумел вместе со своим цирком уплыть на пароходе в Турцию во время первой волны эмиграции, а уже оттуда переправился в Америку.
Продолжателем цирковой династии стал его сын Николай - тот, что с трех лет участвовал в цирковых пантомимах: в одной из них, под названием «Константинополь», он исполнял роль арапчонка, в другой -«Золушке» - появлялся на балу у принца в костюме... Наполеона, воплощая режиссерский, несколько сюрреалистический замысел своего отца.
Ну а повзрослев, он становится партнером знаменитого комического акробата Карло Фачиоли, совершенно обрусевшего, с которым они долго выступали вместе - вначале с акробатическим номером, затем как клоуны-буфф. В 1927 году Николай Красильников окончательно переходит на амплуа коверного, после 1936 года работает инспектором манежа, затем директором передвижных цирков-зверинцев...
Династия Красильниковых существует по сей день: рассказывая о себе и своих дедах-прадедах, внук Николая Александровича Красильникова Антон, человек, наделенный недюжинным чувством юмора, говорит о себе, что по подтвержденным документально данным является артистом цирка в четвертом, а по неподтвержденным - в пятом поколении. О своем прапрадеде, ставшем прототипом Беккера, упоминает весьма иронично, зато о деде Николае Александровиче, которого не стало одиннадцать лет назад, в 1993 году, - с восхищением.
- Вы только вообразите: однажды, когда он уже работал инспектором манежа, а манежей каучуковых еще не было, только опилочные, дед за плохо выложенные опилки оставил всех униформистов на ночь! Сам остался с ними тоже и репетировал с униформой «грабление» манежа и укладку на него ковра! Ведь на опилочной арене подвинуть ковер невозможно - все опилки съедут. Поэтому двухсоткилограммовый ковер с тачки следовало скидывать с точностью до сантиметра, после чего раскатать по манежу... Что и делал мой дедушка с униформистами на протяжении 10 часов!
А последним его подвигом была женитьба в 83-летнем возрасте на молодой женщине. Причем не фиктивным, а вполне полноценным браком! На такое способен, наверное, только настоящий артист!..
Подготовила Мария ВЕТРОВА